Вы здесь

Сварка только началась

Когда Генри Форд приобрел только появившиеся станки с числовым программным управлением, стоимостью 800 тысяч долларов каждый, и установил один из них в профессиональном училище, современники недоумевали — зачем? На перспективу, — отвечал дальновидный работодатель, — пройдет четыре года, и эти станки повсеместно внедрятся на производстве, выпускники спокойно смогут уже на них работать. Он прекрасно понимал, что за время подготовки рабочих технологии и оборудование устаревает, и если учебное оборудование не будет опережать в развитии, то при приеме на работу специалиста необходимо будет доучивать, а это дополнительные издержки и потеря конкурентоспособности.

С «фордовской» дальновидностью подошли к переоснащению технической базы в профессиональном лицее Ns54, устанавливая сварочное оборудование, которого еще нет на предприятиях. Кроме того, коллектив лицея стал инициатором создания Центра сварки для повышения профессиональной подготовки специалистов сварочного производства.

Больше практики

Давайте просто ответим на один вопрос — почему выпускники американских и европейских профессиональных колледжей после окончания могут самостоятельно работать на производстве, а наши — нет? Первое — стандарты профессионального образования, и начального, и высшего отстают от развития техники и технологий. За рубежом вузам разрешено самостоятельно определять образовательные стандарты, они сами следят за развитием общества и это прерогатива не является монополией государственных чиновников. У нас система профессионального образования до сих пор работает по старым стандартам, что ни коим образом не соответствует развитию и потребностям промышленности. Образно говоря, мы до сих пор изучаем ручную веялку, в то время как в жизни применяется совершенно другая техника.

Второе — организация производственного обучения. В Германии, например, большая часть времени в подготовке квалифицированного рабочего уходит на практическую часть. При этом общий уровень образования намного ниже, чем у наших рабочих, при подготовке которых много внимания уделяется гуманитарным наукам и гражданскому воспитанию.

— В апреле я в составе делегации вместе с руководителем агентства профессионального образования Ольгой Никитиной посетил немецкие профучилища, — рассказывает директор профлицея №54 Геннадий Гарманов. — Так называемая дуальная система образования — принимают на завод 20 человек, отправляют их в училище. Один день в училище, четыре дня на заводе — «заплечниками» (то есть за плечами мастера). Техническое оснащение профучилищ у них намного слабее, так как ребята учатся непосредственно на рабочих местах. Три-четыре года, по три-четыре дня в неделю на производстве — конечно, будет другой результат.

Результат также будет зависеть от того, на каком оборудовании студенты проходят практическое обучение. Сегодня все идут на сокращение энергозатрат, поэтому работодатель вынужден приобретать энергосберегающую технику. Конкуренция заставляет производственников идти вперед, выпускать более производительное и надежное оборудование. Например, мы приобрели новейшее сварочное оборудование — на одном аппарате может производиться три вида сварки — дуговая, ручная дуговая, сварка в среде аргона и полуавтоматическая сварка в среде углекислого газа. Раньше для этих видов сварки пользовались тремя аппаратами.

— Практику студенты проходят не только на заводе. У нас имеются оборудованные паспортизированные учебные мастерские для всех профессий, просторные кабинеты, оснащённые необходимыми средствами обучения, лаборатории: химического анализа, электроизмерений, сварочная. Наша сварочная мастерская, можно сказать, одна из лучших го сварке не только в регионе. Я был во многих учебных заведениях США, Англии и Германии. Поэтому, с полной уверенностью йогу сказать, что наши мастерские соответствуют стандарту. В цехе сварки у нас можно перемещать грузы кранбалкой весом до 2 тонн — это уже настоящий цех. Сварочная мастерская нашего лицея по компоновке и управлению процессом сварки лучшая из того, что я видел. В этом году мы еще и заключили договор с компанией ИТС «Регион», которая будет поставлять для нас новейшее оборудование и вести техническое сопровождение, обучать наших специалистов в рамках программы „Кадровое обеспечение инвестиционных проектов красноярского края“.

Центр аттестации сварщиков

В рамках программы кадрового обеспечения в лицее на базе мастерских ручной дуговой и газовой сварки был создан Центр профессиональной подготовки и переподготовки специалистов сварочного производства. Подготовка в учебном Центре будет осуществляться по созданной совместно с работодателями образовательной программе профессий сварочного производства — газосварщик, газорезчик, электрогазосварщик ручной дуговой сварки, электросварщик на автоматических и полуавтоматических машинах в среде защитных газов.

Наличие новейшего сварочного оборудования, соответствующих лабораторий, а также высококвалифицированных мастеров, прошедших переподготовку и аттестацию в главном аттестационном центре Средне-сибирского региона Национальной ассоциации контроля и сварки позволило открыть в профлицее №54 Аттестационный пункт №26 по аттестации сварщиков (1-ый уровень). Аттестованные специалисты получают соответствующие удостоверения, их имена вносятся в единый реестр НАКС, что позволяет работать на объектах, подконтрольных Ростехнадзору: газовое, подъемно-транспортное и нефтегазодобывающее оборудование. Удостоверение НАКС признано на международном уровне.

— Скоро должно прийти оборудование для лаборатории неразрушающего контроля — метод визуализации контроля, определение твердости методом вдавливания и ультразвуковое исследование сварки, — рассказывает Геннадий Гарманов. — Аттестационный центр поможет и работодателю подобрать более квалифицированных рабочих, и повысить конкурентоспособность самих рабочих, а также даст им возможность трудоустроиться в любой точке мира.

И требуется всегда

Сейчас время такое — развиваются предприятия, появляется необходимость рабочих мест — наши выпускники стали востребованы и престиж рабочих профессий растет с каждым годом. Главные профессии в лицее — энергетические. Сегодня в лицее работают специалисты высшего класса — мастера с ТЭЦ-1, Сибтяжмаша, Экскаваторного завода. Думаю, можно смело сказать — с такими преподавателями наши выпускники готовы работать по новым технологиям.

Лицей стал одним из 14 учебных заведений, готовящих кадры для инвестиционных проектов, Ванкора и Богучанской ГЭС, Железногорской ТЭЦ. Власти готовы поддержать развитие лицея в расширении и усовершенствовании материальной базы, чтобы инвесторы не везли в край специалистов из соседних регионов, а приглашали выпускников системы Начального профессионального образования. Каждый год масштабным стройкам будет требоваться как минимум 4 тысячи рабочих рук. Сложились партнерские отношения со многими предприятиями города, в т.ч. с ОАО «КрасноярскЭнергоремонт», ООО „Энергобаланс-Сибирь“, ООО „ГрандЭлектромонтаж“. Работа есть, главное, чтобы знания были у выпускников.

Мариана Петрова

Обновлено (03.декабря.2015)
Просмотры: 1,313
Тематика:

Жизнь и профессиональная деятельность в условиях Крайнего Севера способствуют созданию атмосферы творческого единения всех членов педагогического коллектива Таймырского колледжа — единственного на Таймыре Краевого государственного образовательного учреждения среднего профессионального образования, возглавляет которое Вера Николаевна Черкасова.

Обновлено (13.ноября.2015)
Просмотры: 1,490
Тематика:

Ситуация на рынке труда весьма неоднозначна. Наряду с безработицей все острее ощущается нехватка рабочих рук. Трудовые коллективы «стареют» — приток молодых чрезвычайно мал.

Этот вопрос обсуждался в профессиональном училище № 19 на заседании «круглого стола» — „Бизнес и государство: развитие начального профессионального образования для экономики Красноярского края“. Представители администрации края, профсоюзов, промышленных предприятий, службы занятости, профессионального образования обсудили проблемы, связанные с подготовкой кадрового резерва для предприятий края.

Обновлено (04.ноября.2015)
Просмотры: 1,245
Тематика:

Говорят, что у нас туго создаются профессиональные ассоциации. Далеко не всегда. Но те профессиональные объединения, которые созданы инициативой снизу, всегда имеют неповторимое, порой даже национальное, своеобразие.